“
«Для того, чтобы ориентироваться в мире и защищаться от его напасти, мы больше не можем опираться на формы мышления, умозаключения, дискурсы, которые имеют собственную нишу, в том или ином частном контексте. Группа болельщиков, религиозная община, партийная ячейка, место работы – все эти места, конечно, все продолжают существовать, но ни одно из них не является достаточно характерным и характеризующим, чтобы предоставить нам «розу ветров» или критерий для ориентации, надежный компас, набор определенных привычек , определенных способов творения-думания. Этико-реторическая типография исчезает. На первый план выходят общие места, скудные основания жизни разума. Они, и только они предоставляют критерий для ориентации, и таким образом, от мирового хода вещей.
Иногда говорится об инфантильности современного городского поведения. Имело бы смысл спросить, если какие-нибудь основания для сравнения городской жизни и детства.
Ребенок защищается с помощью повторения (еще раз та же сказка, та же игра, тот же жест). А повторение должно пониматься как защитная стратегия по отношению к потрясениям, которые вызываются новым и неожиданным.
В традиционных обществах или в опыте народа милое ребенку повторение уступило место более артикулированным и сложным формам защиты, а именно: этосу, то есть нравам, обычаям и привычкам, составляющим основу устойчивых сообществ. Сейчас эта замена больше невозможна. Повторение, которое уже нечем заменить, преобладает.
Вальтер Бениамин уловил этот момент, уделил большое внимание детству, детской игре, любви к повторениям, и в то же время заметил в технической воспроизводимости произведения искусства, сферу, в которой вынашиваются новые формы восприятия. В технической воспроизводительности возрождается усиленное требование еще одного раза, или точнее, вновь возникает необходимость повторного действия в качестве защиты. Действительно в современном обществе есть нечто инфантильное, но это нечто невероятно серьезно»
Паоло Вирно (р. 1952) - итальянский философ марксистского направления, семиолог, теоретик политики